ЭТО ОМСК

Интерактивное приложение по краеведению "ЭТО ОМСК!"

2016

|

ТО СКАЗ

Проект реализован автономной некоммерческой организацией "Творческое объединение "СКАЗ" при поддержке Программы социальных инвестиций "Газпром нефти" "РОДНЫЕ ГОРОДА"

 
Методическое пособие для учителей и педагогов дополнительного образования по организации и проведению занятий в образовательных учреждениях города Омска и Омской области и использованием интерактивного приложения по краеведению "ЭТО ОМСК!".

 

Все материалы свободны для скачивания и распространяются бесплатно 

по ссылке https://cloud.mail.ru/public/LDP7/Chg2UGYrZ

для записи на диск или USB-флеш-накопитель 

 
Предлагаем вам увидеть Омск в живом потоке истории, узнать и, главное, запомнить значимые и интересные события из жизни города, построенного на слиянии Оми и Иртыша.
 
       В 2016 году Омску исполнилось 300 лет. Много это или мало? А если вспомнить, что 300-летие основания Санкт-Петербурга отмечалось в 2003 году? Да-да! Омск и Санкт-Петербург - почти ровесники. Есть в этих городах что-то общее. Архитектура и барельефы зданий дореволюционной постройки, приобретённый и утраченный статус «столицы России». Омску выпала удивительная судьба. Знать и помнить историю родного города нужно так же, как имена и жизнеописания своих предков. Ведь это знание объединяет судьбы всех омичей, родного Омска и всей России.
 

Чтобы скачать бесплатное приложение для смартфона или планшета Android OS из магазина GOOGLE PLAY,  перейдите по ссылке https://play.google.com/store/apps/details?id=com.pentacode.thisisomsk.android 

   Это - Омск- screenshot

ИГРА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ИНТЕРАКТИВНОГО НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ «ЭТО ОМСК!»

 

Автор разработки: учитель высшей квалификационной категории, заместитель председателя ГМС по истории и обществознанию Полеводова Елена Викторовна

Тема: «История Омска»

Форма проведения: интеллектуальная игра, состоящая из трёх туров. Каждый тур рассчитан на 45 минут учебного времени.

Цели:

Предметные: сопоставлять историю страны с историей родного края; уметь систематизировать накопленные знания, соотносить исторический текст, событие и исторический памятник или портрет.

 

Метапредметные:

регулятивные УУД: определять и формулировать цель, методы и средства деятельности на уроке, распределять роли;  оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; развивать способность осуществлять  самоконтроль в процессе учебной деятельности;

 познавательные УУД: расширять горизонты знаний с помощью ИКТ; анализировать, отбирать и сопоставлять информацию по истории родного города;

коммуникативные УУД: развивать умение работать в паре, группе; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связанность и др.);

 

Личностные: самоидентифицировать себя как жителя города, региона, страны; понять причастность каждого человека к истории страны; добиваться успеха в конкурентной борьбе.

 

Оборудование: компьютеры с программным обеспечением, интерактивная доска.

 

1 тур игры «Это Омск!»

 

Урок приобретения новых знаний

 

№ этапа, кол-во времени

Содержание

Итоги этапа

1

4 минуты

Организационный.

Мотивация: сегодня нам предстоит начать путешествие по городу Омску из прошлого в настоящее. Вы хорошо знаете историю города (могут быть разные ответы: от «хорошо» до «плохо»). Тогда предлагаю поучаствовать в интеллектуальной игре, в процессе которой вы сможете не только  попутешествовать во времени, но и получить приз за приобретённые знания. Для этого вам необходимо разделиться на группы по 5 человек и занять места около компьютера.

Правила игры первого тура:

1.Все команды путешествуют по одному маршруту. 2.Вам предстоит распознать 37 изображений и соотнести их с событиями из истории Омска.

3.Весь маршрут мы поделим на 3 этапа, пройдя которые каждая команда, закончившая этап игры раньше других, будет получать стикеры (количество стикеров – количество вопросов, на которые соперники отвечали, чтобы догнать лидера).

4.На сегодняшней игре мы, как настоящие путешественники, заполняем маршрутные листы (составляем хронологию событий, которая оценивается дополнительными баллами).

Рекомендовано правила распечатать для каждой группы, чтобы учащиеся могли соотносить свои действия с правилами.

 

 

Учащиеся делятся на команды, смотрят правила работы с компьютерной программой.

Уясняют правила игры и получения стикеров.

Готовятся пройти 1 участок маршрута

2 этап

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 мин.

Работа с содержанием игры и систематизация материала первого блока

Вступительное слово учителя:Сегодня нам предстоит путешествовать по истории города Омска с начала XVIIIвека. Итак, вы готовы пройти 1 участок маршрута, который состоит из 23 вопросов? Не забудьте, что все события вам необходимо записать в маршрутный лист в виде хронологической последовательности. Можете воспользоваться таблицей, находящейся в приложении к маршрутному листу. У каждого будет своя последовательность событий, но все они образуют общую хронологическую последовательность.

Учащиеся добывают знания и составляют таблицу( 23 вопроса). Обратить внимание на составления хронологической последовательности.

Рекомендовано распечатать таблицу по каждому блоку для каждой команды, чтобы ускорить работу.

В итоге работы ребята составляют табличку, включающую в себя 23 события, о которых можно прочитать в тексте игры.

Команды, завершившие работу раньше других, получают стикеры.

3 этап

 

1 минута

 

 

 

 

9 мин

Работа с содержанием игры и систематизация материала третьего блока

Вступительное слово учителя:Продолжаем  путешествовать по истории города Омска XХ века. Вы готовы пройти 2 участок маршрута, который состоит из 14 вопросов? Тогда вперёд!

Учащиеся добывают знания и составляют таблицу (23 вопроса)

В итоге работы ребята составляют табличку, включающую в себя 14 события, о которых можно прочитать в тексте игры.

Команды, завершившие работу раньше других, получают стикеры.

4 этап

10 мин

Рефлексия. Команды подсчитывают количество стикеров, вывешивают результат на доску.

Проходит общее обсуждение результатов:

·         Перечисляются в хронологической последовательности все события, названные в игре (дата и непосредственно событие, 5 колонка таблицы)

·         За полностью заполненную таблицу (приложение 1, соответствующий блок) получают дополнительные стикеры

·         Подсчитывается общее количество стикеров.

·         Определяется лидер на первом туре игры

5 этап

Слово учителя! Сегодня победила команда ___. Но это ещё не финал. Каждая команда сможет улучшить свои результаты на втором и третьем  туре. С удовольствием ждём вас на игре!

Мотивация учащихся к участию в следующих турах.

 

 

 

2 тур игры «Это Омск!»

 

Урок приобретения новых знаний

 

№ этапа, кол-во времени

Содержание

Итоги этапа

1

4 минуты

Организационный. Учащиеся уже заняли места у компьютеров, разделившись на группы соответственно 1 туру.

Мы продолжаем путешествие по городу Омску из прошлого в настоящее. Вы уже немного  знаете историю города: тот, кто прошёл первый тур не может совсем не знать историю своего города. Предлагаю продолжить игру. Напоминаю

правила игры:

1.Все команды путешествуют по одному маршруту.

2.Вам предстоит распознать 34 изображения и соотнести их с событиями из истории Омска.

3.Весь маршрут мы пройдём за один этап. Каждая команда, закончившая этап игры раньше других, будет получать стикеры (количество стикеров – количество вопросов, на которые соперники отвечали, чтобы догнать лидера).

4.На сегодняшней игре мы, как настоящие путешественники, заполняем маршрутные листы (составляем хронологию событий, которая оценивается дополнительными баллами).

Рекомендовано правила распечатать для каждой группы, чтобы учащиеся могли соотносить свои действия с правилами.

 

 

Учащиеся вспоминают правила работы с компьютерной программой, правила игры и получения стикеров.

Готовятся пройти маршрут

2 этап

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25 мин.

Работа с содержанием игры и систематизация материала второго блока

Вступительное слово учителя:Сегодня нам предстоит путешествовать по истории города Омска XХ века, наполненной многими важными событиями. Вы готовы пройти участок маршрута, который состоит из 34 вопросов? Не забудьте, что все события вам необходимо записать в маршрутный лист в виде хронологической последовательности. Можете воспользоваться таблицей, находящейся в приложении к маршрутному листу. У каждого будет своя последовательность событий, но все они образуют общую хронологическую последовательность.

Учащиеся добывают знания и составляют таблицу (34 вопроса). Обратить внимание на составления хронологической последовательности.

Рекомендовано распечатать таблицу по каждому блоку для каждой команды, чтобы ускорить работу (приложение 2).

В итоге работы ребята составляют табличку, включающую в себя 34 события, о которых можно прочитать в тексте игры.

Команды, завершившие работу раньше других, получают стикеры.

3 этап

2 мин

 

12 мин

Рефлексия. Команды подсчитывают количество стикеров, вывешивают результат на доску.

Проходит общее обсуждение результатов:

·         Перечисляются в хронологической последовательности все события, названные в игре (дата и непосредственно событие, 5 колонка таблицы)

·         За полностью заполненную таблицу (приложение 1, соответствующий блок) получают дополнительные стикеры

·         Подсчитывается общее количество стикеров.

·         Определяется лидер на первом туре игры

4 этап

2 мин

Слово учителя! Сегодня победила команда ___. Но это ещё не финал. Каждая команда сможет взять реванш третьем  туре «Блиц-игра!». С удовольствием ждём вас на игре!

Мотивация учащихся к участию в следующих турах.

 

3 тур игры «Это Омск!»

 

Урок закрепления приобретённых знаний. Блиц-турнир.

 

№ этапа, кол-во времени

Содержание

Итоги этапа

1

2 минуты

Организационный. Учащиеся уже заняли места у компьютеров, разделившись на группы соответственно 1 туру.

Мы завершаем путешествие по городу. Вы уже знаете историю города: тот, кто прошёл первый и второй тур не может совсем не знать историю своего города. Предлагаю завершить игру и узнать победителя. Правила игры немного изменяются.

1. На предыдущих турах вы заполнили таблицу событий. Сегодня эта таблица станет вам незаменимым помощником. 

2.Вам предстоит распознать 71 изображение и соотнести их с событиями из истории Омска как можно быстрее.

3.Весь маршрут мы пройдём за один этап. Команда, закончившая этап игры первой, будет получать стикеры (количество стикеров – количество вопросов, на которые соперники отвечали, чтобы догнать лидера).

4.по количеству стикеров определится победитель.

Рекомендовано правила распечатать для каждой группы, чтобы учащиеся могли соотносить свои действия с правилами.

 

 

Учащиеся вспоминают правила работы с компьютерной программой, правила игры и получения стикеров.

Готовятся пройти маршрут

2 этап

 

1 мин

 

 

 

 

35 мин.

Работа с содержанием игры.

Вступительное слово учителя:Сегодня нам предстоит путешествовать по истории города Омска с момента основания до наших дней, наполненной многими важными событиями. Вы готовы пройти маршрут в 71 вопрос? ДА. Тогда «ни пуха, ни пера»

Учащиеся проходят блиц, используя составленные таблицы.

 

Команды, завершившие работу раньше других, получают стикеры.

3 этап

5 мин

 

 мин

Рефлексия. Команды подсчитывают количество стикеров, вывешивают результат на доску.

Проходит общее обсуждение результатов. Команда, набравшая больше всех стикеров, становится победителем

 

4 этап

5 мин

Слово учителя! В игре победила команда ___. Но в такой игре не бывает проигравших. Скажете мне, почему? Правильно, потому что каждый из вас узнал много из истории родного города. А это самое главное! Спасибо вам за игру! До новых встреч на следующей игре.

Награждение команд с вручение призов. Мотивация учащихся к участию в интеллектуальных играх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Правила игры первого и второго тура:

1. Все команды путешествуют по одному маршруту.

2. Вам предстоит распознать 37 изображений и соотнести их с событиями из истории Омска.

3. Весь маршрут мы поделим на 3 этапа, пройдя которые каждая команда, закончившая этап игры раньше других, будет получать стикеры (количество стикеров – количество вопросов, на которые соперники отвечали, чтобы догнать лидера).

4. На сегодняшней игре мы, как настоящие путешественники, заполняем маршрутные листы (составляем хронологию событий, которая оценивается дополнительными баллами).

Рекомендовано правила распечатать для каждой группы, чтобы учащиеся могли соотносить свои действия с правилами.

 

Приложение 2.

Таблица для учащихся.

№ п/п

Дата

Историческая заметка

Подсказка

Реальное событие (краткое описание)

Первый блок

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

 

 

 

13

 

 

 

 

14

 

 

 

 

15

 

 

 

 

16

 

 

 

 

17

 

 

 

 

18

 

 

 

 

19

 

 

 

 

20

 

 

 

 

21

 

 

 

 

22

 

 

 

 

23

 

 

 

 

Второй блок

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

 

 

 

13

 

 

 

 

14

 

 

 

 

15

 

 

 

 

16

 

 

 

 

17

 

 

 

 

18

 

 

 

 

19

 

 

 

 

20

 

 

 

 

21

 

 

 

 

22

 

 

 

 

23

 

 

 

 

24

 

 

 

 

25

 

 

 

 

26

 

 

 

 

27

 

 

 

 

28

 

 

 

 

29

 

 

 

 

30

 

 

 

 

31

 

 

 

 

32

 

 

 

 

33

 

 

 

 

34

 

 

 

 

Третий  блок

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

 

 

 

13

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

Приложение 3. Таблица для учителя

 

№ п/п

Дата

Историческая заметка

Подсказка

Реальное событие (краткое описание)

Первый блок

1

1670

Основание Чернолучья

сибирские казаки

 

2

1716

Основание первой омской крепости

Бухгольц 

 

3

1765

Первая гарнизонная школа

Ученье – свет 

 

4

1768

 

Вторая омская крепость

Тобольские ворота

 

 

5

1812

Победа над Наполеоном

Г.Гасфорд

 

6

1813

Пленных поляков – в казаки

Первый духовой оркестр пленных

 

7

1846

Чёртовы яблоки

Омский картофель

 

8

1854

Основание Алма-Аты

 «Верному – быть!»

 

9

1860

Первый пароход

Густав Борисович Беренс

 

10

1894

 

Омск – часть транссиба

 

Прибытие поезда в Омск 1894

 

11

1895

Омский вокзал

Строительство омского вокзала

 

12

1896

Железнодорожный мост

строители моста

 

13

1897

Великий немой

Первый киносеанс

 

14

1898

Первая омская мостовая

галька на мостовой

 

15

1900

Магазин М.А.Шаниной

М