ЛИТЕРАТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ

Материалы для организации интерактивных дополнительных занятий по литературе

2016

|

ТО СКАЗ

Материалы для организации интерактивных дополнительных занятий по литературе. Методическая разработка урока с использованием мобильного приложения-викторины «Поэты России». Составитель:Титова Лариса Солтавна, учитель русского языка и литературы БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 7»

 

Тема урока:Русская литература в лицах.

Класс - 9

 

Цели:

Предметные: научиться грамотно строить речевое высказывание; уметь систематизировать накопленные знания, сопоставлять образ писателя и его изображение.

 

Метапредметные:

                регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенным материалом; оценивать результаты своей деятельности;

                познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы учащихся и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую;

                коммуникативные УУД: развивать умение работать в паре, группе; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связанность и др.); развивать способность осуществлять  самоконтроль в процессе учебной деятельности; развивать умение находить общее и частное в портретах писателей.

 

Личностные:воспитывать уважительное отношение к родной литературе, гордость за писателей; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: практикум.

Методы работы: по характеру познавательной деятельности учащихся: проблемный (проблемная ситуация возникает  при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания  в  новой учебной ситуации), частично-поисковый;

·          по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

·          по источнику знаний: словесные, практические;

·          стимулирование и мотивации: познавательные, эмоциональные;

·          интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, классификации материала;

·          контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;

·          по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные

 

Прогнозируемый результат:учащиеся должны понять значимость портрета писателя, выстроить цельный образ классика; заполнить таблицу.

Оборудование:тетради с таблицами, портреты писателей, мультимедийное приложение «Поэты России»

 

План урока:

1. Орг. момент

2. Вступительное слово учителя.

3. Формулировка темы урока.

4. Постановка проблемного вопроса.

5. Анализ портрета Жуковского.

6. Анализ нескольких портретов А. С. Пушкина ( рассказ двух учеников - их домашнее задание).

7. Работа с мультимедийным приложением «Поэты России»

8.Итог урока.

9.Самооценка. Рефлексия.

10. Домашнее задание.

 

Ход урока:

 

1. Орг. момент

 

2. Вступительное слово учителя.

Проверка домашнего задания.

- Ребята, дома вы заполняли таблицу «Русская литература: основные направления и темы». Давайте проверим, что у вас получилось. (Читают и объясняют первые столбцы)

- Молодцы, но чего-то не хватает.

3. Формулировка темы урока.

- Правильно, в вашей таблице не хватает конкретных имен и примеров произведений. Этим мы и займемся на уроке. (Записываем тему и название столбцов в таблице).

 

4. Постановка проблемного вопроса.

- Давайте начнем заполнять вашу таблицу. Итак, сентиментализм. Кого из русских классиков мы можем сюда записать?

- Правильно, Г. Р. Державина. А как вы его себе представляете? (Говорят о том, что на портрете должен быть человек в государственной строгой одежде с пером или книгой в руках и т. д.)

- Я приготовила его портрет, но мои пятиклассники перемешали все портреты русских писателей. Попробуйте сами догадаться, на каком изображен именно Державин.

- А может портреты вовсе убрать? Запишем просто фамилии. Важен ли портрет писателя? (отвечают на вопрос).

 

5. Анализ портрета Жуковского.

- Тогда найдите среди этих портретов изображение В. А. Жуковского. К какому направлению мы его отнесем? А что нам «расскажет» его портрет? (заполняют таблицу и анализируют портрет).

-  А какая история связана с этим портретом? (вспоминают «спор» Жуковского и Пушкина, в результате которого появилась на свет поэма «Руслан и Людмила»)

 

6. Анализ нескольких портретов А. С. Пушкина ( рассказ двух учеников - их домашнее задание).

- Ученики делают вывод о том, что знать портреты русских писателей – значит многое объяснить в жизни авторов и судьбе произведений.

 

7. Работа с мультимедийным приложением «Поэты России»

Задание: выбрать самостоятельно уровень и, решая тест, заполнить таблицу. Отдельно выписать непонятные слова (устаревшие, диалектные, окказионализмы). В случае затруднений можно обратиться к консультантам (это два человека, заранее подготовленные, знатоки литературы)

 

8.Итог урока.

- Вернёмся к нашему вопросу: помогают ли портреты писателей вам изучать литературу?

 

9.Самооценка. Рефлексия.

Прошёл тест без помощи консультанта или выбрал повышенный уровень и обратился за советом 1-3 раза, заполнил таблицу-«5»,

Обращался 1-3 раза или выбрал повышенный уровень и обратился за советом 4-6 раз, заполнил таблицу-«4»,

Обращался 4-6 раз или выбрал повышенный уровень и обратился за советом 7-8 раз, заполнил таблицу-«3»,

Остальные могут попробовать после уроков решить другой вариант.

Консультанты получают «5».

 

10. Домашнее задание.

Анализ выписанных слов (работа со словарями).

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО приложение: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.ska3.poet.android

  Поэты России- screenshot thumbnail

  Поэты России – скриншот

  Поэты России – скриншот

 

  Поэты России – скриншот

  Поэты России – скриншот