ЭТО ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЭТО ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

2016

|

ТО СКАЗ

Уважаемые коллеги! Для вас мы выкладываем материалы по организации занятия по краеведению с использованиям конструктора-энциклопедии "ЭТО ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ".
Уважаемые коллеги! Для вас мы выкладываем материалы по организации занятия по краеведению с использованиям конструктора-энциклопедии "ЭТО ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ". 

Уважаемые коллеги! Для вас мы выкладываем материалы по организации занятия по краеведению с использованиям конструктора-энциклопедии "ЭТО ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ".

В материалы входит: методическое пособие для учителей и педагогов по организации занятия-игры по краеведению в образовательных учреждениях Омского региона, приложение для смартфонов, планшетов, ПК, интерактивных досок - "ЭТО ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ".

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО ПО ССЫЛКЕ https://cloud.mail.ru/public/LDP7/Chg2UGYrZhttps://cloud.mail.ru/public/LDP7/Chg2UGYrZ

Проект реализован при поддержке Правительства Омской области. Все материалы распространяются бесплатно. 
Выкладывайте фотоотчеты со проведенных занятий - участников и организаторов ждут специальные персонифицированные сертификаты.

ИГРА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ CИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ИНТЕРАКТИВНОГО НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ «ЭТО ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ!»

 

Автор разработки: учитель высшей квалификационной категории, заместитель председателя ГМС по истории и обществознанию Полеводова Елена Викторовна

Тема: «Омская область»

Форма проведения: интеллектуальная игра с использованием интерактивного приложения, запускаемого в компьютерном классе или на мобильных устройствах участников (смартфон, планшет). Игра рассчитанная на 45 минут учебного времени.

Дополнительный результат игры - получение участниками специальных кодов, которые можно зарегистрировать на сайте noosfera-center.ru. Участники, зарегистрированные на НООСФЕРЕ, награждаются дипломами и сертификатами.

 

Желательно накануне проведения игры провести среди будущих участников тест (анкета теста в Приложении 4) с целью выявления входящих знаний об истории Омска. Целесообразно повторить этот же тест через несколько дней после проведения игрового занятия, чтобы оценить качественный рост краеведческих знаний, полученных в ходе проведения игры и способствовать дополнительному запоминанию полученной информации.

 

Цели:

Предметные: знать географию родного края; уметь работать и систематизировать статистические данные, накопленные знания, соотносить текст с изображением или картой.

 

Метапредметные:

регулятивные УУД: определять и формулировать цель, методы и средства деятельности на уроке, распределять роли;  оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; развивать способность осуществлять  самоконтроль в процессе учебной деятельности;

 

познавательные УУД: расширять горизонты знаний с помощью ИКТ; анализировать, отбирать и сопоставлять информацию с картой Омской области;

 

коммуникативные УУД: развивать умение работать в паре, группе; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связанность и др.);

 

Личностные: самоидентифицировать себя как жителя города, региона, страны; понять причастность каждого человека к истории страны; добиваться успеха в конкурентной борьбе.

Оборудование:компьютеры с установленным программным обеспечением (на компьютеры устанавливается бесплатная лицензионная программа: ява-машина, с помощью которой можно запускать любые приложения с расширением *.jar и, собственно, приложение для OSWINDOWS"ЭТО ОМСК!"),  интерактивная доска (желательна, но не обязательна). Возможно использование смартфонов и планшетов, принесённых участниками игры.

ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ «ЭТО ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ!»:Перед началом игры на всех компьютерах запущено приложение «ЭТО ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ!». Кроме того, необходимо по числу команд подготовить распечатки бланков Маршрутных листов (Приложение 2). Ещё один необходимый атрибут игры - набор призовых стикеров (тонкие полоски цветной бумаги с клейкой основой, чтобы их можно было приклеить на маршрутный лист команды).

Этап

Время

Действия педагога (ведущего игры)

Действия, совершаемые участниками на этом этапе

1.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

4 мин.

 

Мотивация:Сегодня нам предстоит виртуальное путешествие по Омской области. Кто знает, сколько районов в Омской области? (хорошо, если угадали). Почти угадали! Предлагаю поучаствовать в интеллектуальной игре, в процессе которой вы сможете не только  попутешествовать по Омской области, но и получить приз за приобретённые знания. Для этого вам необходимо разделиться на группы по 5 человек и занять места около компьютера.

Правила игры:

1. Вам предстоит изучить районы Омской области, запомнить их местоположение на карте, заполнить свой маршрутный лист, и, наконец, правильно выставить все районы на карту Омской области.  

2. За скорость выполнения заданий и правильные ответы на дополнительные вопросы вы будете получать наградные стикеры.

Победит та команда, у которой в конце нашей игры окажется больше стикеров!

Участники делятся на команды по 4-5 человек, занимая 5 компьютеров,  читают на экранах правила работы с компьютерной программой.

Уясняют правила игры и получения стикеров.

 

2. ИНСТРУКТАЖ

 

2 мин.

 

Вступительное слово учителя:Сегодня мы почувствуем себя первооткрывателями новых территорий. Кто из вас бывал в отдалённых районах Омской области? (Если отвечают, то предложить определить по Розе ветров расположение района. Удалось – похвалить стикером). Предлагаю изучить карту Омской области по расположению районов. Откройте страницу «Районы» в игре. (открывают). Переключите программу в режим ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (кликнуть на кнопке с фигурами и рукой).

Вам нужно заполнить свою командную таблицу районов. (Рекомендовано для каждой команды распечатать таблицу   из Приложения 2).

При необходимости кратко объяснить, что и как нужно заносить в таблицу.

 

3. РАБОТА С СИСТЕМАТИЗАЦИЕЙ МАТЕРИАЛА.

18 мин.

Учащиеся «добывают» знания и составляют таблицу (Приложение 1). Педагог следит за процессом и вносит необходимые коррективы.Обратить внимание на то, что все районы должны быть разделены по сторонам света.

Параллельно с работой участников игры Педагог проводит небольшой блиц опрос:

1. Назовите северные районы Омской области (см. ответ в  приложение 1). Определите, какой из них самый густонаселённый? Для этого воспользуйтесь энциклопедическими статистическими данными. Эти же вопросы задаются в отношении западных, восточных и южных районов.

2.Какой из районов Омской области самый большой по площади? А какой самый маленький? (см. ответы в таблице  Приложении 1)

 

Список дополнительных вопросов и ответов, которые можно использовать на занятии, приведён в Приложении 3.

В результате работы участники заполняют таблицу, которая принесёт призовые стикеры.

 

Команды, завершившие работу раньше других, получают призовые стикеры. 1 место – 5 стикеров, 2 место – 3 стикера и 3 место – 2 стикера. По усмотрению педагога «аутсайдеры» могут получить по 1 «утешительному» стикеру.

 

За каждый правильный ответ на задаваемые педагогом в ходе заполнения таблиц вопросы,  команда получает призовой стикер.

 

 

Отвечают на вопросы, попутно формируют зрительную память.

4. ИНСТРУКТАЖ ПО «СБОРКЕ» ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ИЗ РАЙОНОВ.

 

1 мин.

Вступительное слово учителя:Продолжаем  путешествовать по районам Омской области. На данном этапе игры вам придётся выступить в роли картографов. Необходимо будет составить карту Омской области. Правила игры на данном этапе:

1. Необходимо выйти из режима энциклопедии, для чего нажмите символ книги.

2. Каждая неправильно выполненная попытка будет фиксироваться в игре и влиять на результат, поэтому, необходимо не торопясь выполнять задание. Старайтесь «отпускать» район после того, как увидите под ним подсветку-подсказку, что район помещён правильно.

3. Команда, выполнившая задание быстрее других, получит дополнительные стикеры.

4. Можно и нужно пользоваться таблицей, которую вы составили ранее.

 

 

5. ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «СБОРКА» ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ИЗ РАЙОНОВ.

 

15 мин.

Учащиеся выполняют задание.Педагог контролирует процесс, давая нужные пояснения. Когда команда завершает прохождение этапа, на мониторе появляется экран результатов с затраченным временем и количеством неверных "перетаскиваний".  ЕГО НУЖНО ОСТАВИТЬ НА ЭКРАНЕ. КОД участники должны записать. Участникам ПРОГРАММЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ нужно будет в течение 72 часов активировать его на сайте noosfera-center.ruи получит виртуальную медальку за прохождение этапа в электронном рейтинге ноосферы.

 

 

 

На основе таблицы ребята выполняют задания в игре, заполняя карту Омской области.

 

Команды, завершившие работу раньше других, получают призовые стикеры.

1 место – 5 стикеров,2 место – 3 стикера и 3 место – 1 стикер.

 

Полученные призовые стикеры приклеиваются на командный маршрутный лист.

6. ИТОГИ

4 мин.

Рефлексия.

Команды подсчитывают количество стикеров, вывешивают результат на доску.

 

Проходит общее обсуждение результатов:

Перечисляются районы по сторонам света с указанием самого большого и самого маленького по площади.(Возможны и другие вопросы.)

За полностью заполненную таблицу (Приложение 1) команды по усмотрению педагога получают дополнительные стикеры.

Подсчитывается общее количество стикеров.

Определяется лидер игры

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ,

 МОТИВАЦИЯ  ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ ИГРЫ.

1 мин.

Слово учителя! Сегодня победила команда ______.

 

Но это ещё не финал.

Дома вы можете скачать в ГУГЛЬПЛЕЕ мобильное приложение «ЭТО ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ!» (оно скачивается абсолютно бесплатно) на ваши планшеты или смартфоны и пройти остальные разделы.

 

Покажите приложение родителям и друзьям, посоревнуйтесь с ними в скорости «выкладывания» районов на карту. Удивите родителей знанием рек и озёр, населённых пунктов, гербов районов и животного мира Омской области! 

Почувствуйте себя знатоками родного края!

Мотивация учащихся к дальнейшему изучению материалов приложения «ЭТО ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ!».

 

 

Целесообразно завершить игру проведением через 7-10 дней  контрольного опроса (Анкета опроса в Приложении 4), чтобы оценить качественный рост краеведческих знаний, полученных в ходе проведения игры и способствовать дополнительному запоминанию полученной информации.

 

Приложение 1.Районы Омской области (статистические данные).

№ п/п

Название района

Площадь

Населе-ние

Административный центр

Герб

 

Северные районы

 

1

Усть-Ишимский

7900

11864

Усть-Ишим

Белый лось 

2

Тевризский

9800

14482

Тевриз

Щит с рекой

3

Тарский

15 700

45424

Тара

Горностай

4

Знаменский

3700

11518

Знаменское

Нет

5

Большеуковский

9500

7522

Большие Уки

Лось на зелёном поле

6

Седельниковский

5200

10380

Седельниково

Тетерев на фоне солнца

7

Крутинский

5800

15905

Крутинка

Пеликан

8

Тюкалинский

6400

23992

Тюкалинск

Нет

9

Колосовский

4800

11468

Колосовка

Часовня

10

Большереченский

4300

25990

Большеречье

Птицы, крепость, пахарь

11

Муромцевский

6700

22103

Муромцево

Тетерев под короной

 

Западные районы(определяются нахождением на уровне города Омска и на левом берегу реки Иртыш)

 

12

Называевский

5900

21506

Называевск

Река

13

Любинский

3300

38445

Любино

Нет

14

Саргатский

3800

18965

Саргатское

Всадник

15

Исилькульский

2800

40891

Исилькуль

Колосья хлеба и молотки

16

Москаленский

2500

28200

Москаленки

Сноп хлеба

17

Марьяновский

1700

27588

Марьяновка

Колосок на фоне очертания района

18

Азовский немецкий национальный

1800

25213

Азово

Флаги двух государств

 

Восточные районы (определяются нахождением на уровне города Омска на правом берегу реки Иртыш)

 

19

Омский

3600

101103

Ростовка

Очертания района

20

Кормиловский

1910

25358

Кормиловка

Здания

21

Калачинский

2800

39836

Калачинск

Колос в подкове

22

Горьковский

3000

20210

Горьковское

Языки пламени и вода

23

Нижнеомский

3400

14939

Нижняя Омка

Нет

24

Оконешниковский

3100

13674

Оконешниково

Лебедь

 

Южные районы

 

25

Полтавский

2800

20854

Полтавка

Знамёна, лук и стрелы

26

Шербакульский

2300

20221

Шербакуль

Щит

27

Одесский

1800

17724

Одесское

Нет

28

Таврический

2800

36005

Таврическое

Лошади

29

Нововаршавский

2200

23064

Нововаршавка

Орёл, река

30

Павлоградский

2500

18929

Павлоградка

Нет

31

Русско-Полянский

3300

18213

Русская Поляна

Нет

32

Черлакский

4200

29212

Черлак

Крепостная башня

 

 

 

 

Приложение 2.МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ «Районы Омской области» .

Команда __________________

Состав:__________________________________________________________________________________________________________________________________

№ п/п

Название района

Площадь

Население

Административный центр

Описание герба района

(если есть)

 

Северные районы

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

Западные районы

 

12

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

Восточные районы

 

19

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

Южные районы

 

25

 

 

 

 

 

26

 

 

 

 

 

27

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

29

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

31

 

 

 

 

 

32

 

 

 

 

 

 

Приложение 3. Вопросы к игре.

1.       У каждого ли района есть свой герб? (нет официально принятых гербов у Знаменского, Тюкалинского, Любинского, Нижнеомского, Одесского, Павлоградского, Русско-Полянского)

2.       Какие животные изображены на гербах районов Омской области? (лось, тетерев, лебедь, орёл, горностай, лошадь, пеликан)

3.       Как связаны изображения на гербе и расположение района? (у северных районов таёжные животные и птицы, южные – колосья хлеба, т.к. это житница области)

4.       Какой район самый густонаселённый в Омской области? (Омский)

5.       В каком районе больше всего водоёмов? (Крутинский, три самых больших озера в области)

6.       С каким районом связаны легенды об освоении Сибири? (Тарский, считают, что сюда дошёл Ермак, но это не так, Ермак погиб гораздо раньше, чем в Таре появились казаки).

7.       Какой район граничит сразу с двумя областями, Новосибирской и Томской? (Седельниковский)

8.       Какой район граничит с Томской и Тюменской областями? (Тарский)

9.       В каком районе находится самое большое солёное озеро? (озеро Эбейты в Исилькульском районе).

10.   В какие районы невозможно добраться на поезде? (северные, т.к. нет там железной дороги)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Анкета проверки уровня краеведческих знаний об Омской области:

 

Класс  респондента

Возраст

 

1

Назови реки Омской области

 

 

2

Назови районы Омской области

 

 

3

Назови города и посёлки Омской области

 

 

4

Назови животных Омской области